Словарь
• 3D: фирменный стандарт постановки креплений фирмы Burton. Три втулки расположены в вершинах равностороннего треугольника. В монтажном диске Burton соответственно три отверстия.
• 4Х4: стандарт монтажа креплений, который на сегодняшний день поддерживают все фирмы, за исключением фирмы Burton. Четыре втулки с резьбой расположены по углам квадрата. В монтажном диске этого стандарта четыре отверстия.
• 50/50: трюк, при котором сноубордер скользит по перилам на доске, развернутой вдоль перил.
• ABS (АБС): тип пластика, который используется для декоративных целей в конструкции сноуборда. Из АБС делают боковины, верхний слой и вставки в носок.
• ALLMOUNTAIN (универсальные сноуборды) – самая распространенная группа. Универсальная конструкция этих сноубордов позволяет кататься и в горах, и в сноупарках. Она вобрала в себя все самые лучшие характеристики сноубордов для фристайла и фрирайда. Характеризуется высокой точностью и подвижностью.
• ALPINE (элпайн): стиль катания. Сноубордер режет плотный снег или лед на узкой доске, жестких ботинках и жестких креплениях, почти никогда не отрываясь от него.
• BACK COUNTRY (бэк кантри): стиль катания. Пешком или на ратраке сноубордер поднимается на гору, где нет ни подъемников, ни ухоженных трасс, и спускается вниз. Этот стиль становится все популярнее в больших горах. Особое внимание следует уделять лавинной подготовке и безопасности.
• BACKSIDE (бэксайд):
1. поворот, выполняемый лицом к склону, то есть на носковом канте, например, левый поворот для "гуфи" и соответственно правый для "регуляра". При трюках на вращение также используется термин BACKSIDE. Но в этом случае он обозначает направление вращения сноубордера вокруг вертикальной оси. BACKSIDE или BS означает, что при вращении сначала спина, а не грудь, пересекает вектор движения сноубордера. Например, "гуфи" вылетает с трамплина в своей стойке, то есть правой ногой вперед, и вращается против часовой стрелки (если смотреть сверху).
2. край доски со стороны пяток..
• BASE (бэйз): скользящая поверхность доски. Скользящую поверхность делают из полиэтилена разного типа.
• BASEPLATE (платформа): основная часть крепления, к которой присоединяются все остальные детали. Платформы выпускают как из металла, так и из пластика.
• BIAXIAL (биаксиал): тип стеклоткани, используемой в конструкции сноубордов. Два типа волокна переплетены под углом 90 градусов относительно друг друга.
• BIG AIR (биг эр):
1.соревнования (или показательные выступления), на которых райдер разгоняется и прыгает с большого трамплина, выполняя в полете разные трюки. Длина полетов - от 5 до 30 метров.
2. Большой трамплин.
• BINDING DISC (монтажный диск): деталь в средней части платформы крепления, которая позволяет устанавливать крепление в разных положениях и под разными углами относительно оси доски.
• BOA: Система шнуровки затягивающая тросик при вращении диска.
• BOARDER (бордер) – сноубордер
• BOARD (борд) – доска
• BOARDER-CROSS (бордер-кросс или дословно - кросс для сноубордеров): соревнования на скорость по трассе с буграми, трамплинами и канавами. Спортсмены Участники стартуют группой по 4 человека, кто первый доехал, тот и победил. Был создан как удобней для трансляции по телевидению, зрелищный вид соревнований, в которых могут на равных бороться спортсмены как на жестких гоночных, так и на широко распространенных «мягких» сноубордах. Проводится по олимпийской системе – на выбывание.
• BUCKLE (бакля): ремешек с выступами + пряжка.
• CAP (кэп): конструктивное решение сноуборда, в котором верхняя стеклопластиковая крышка полностью закрывает боковые кромки доски, спускаясь по боковинам до канта. Крышка, таким образом, приобретает коробчатую форму, за счет чего увеличивается торсионная жесткость доски. Кроме того, экономится материал боковых стенок – и все это вместе позволяет снизить вес сноуборда. Как правило, кэповые доски легче, подвижнее и отзывчивее традиционных сэндвичевых. Но многим райдерам больше нравится четкость закантовки, обеспечиваемая сэндвичевой боковой кромкой. Еще один недостаток кэпа – низкая ремонтопригодность. Крышка может быть как силовой, то есть воспринимающей нагрузку, так и просто декоративной.
• CARBON (углепластик): несущий материал с более высокой удельной прочностью (то есть единица веса прочнее), чем стеклопластик. CARBON давно и широко используется в качестве дополнительного усиления в производстве сноубордов, креплений и даже ботинок. Смысл использования CARBON заключается в том, чтобы не меняя прочность доски, снизить ее вес. При этом, естественно, возрастает цена.
• CORE (сердцевина/ сердечник ): Основной элемент сноуборда, определяющий его геометрию, распределение жесткости по длине доски (то есть кривую изгиба), отдачу, долговечность, вибрационные и прочие характеристики. Эта деталь сноуборда расположена между верхними и нижними несущими слоями. Для большей прочности набирается из вертикально или горизонтально уложенных деревянных пластин (чаще всего), формируется из композитов (довольно часто), отливается из пенополиуретана (теперь очень редко). Используются различные сочетания. Именно особенности технологии изготовления сердечника в основном и отличают сноуборды разных производителей.
• Сердцевину делают из дерева, пеноматериалов и различных сочетаний первого и второго. Для большей прочности деревянную сердцевину обычно набирают из вертикально расположенных пластин.
• DEMO (демо): выступление профессиональных сноубордеров, для того чтобы показать мастерство и прославить спонсоров. На Западе этим же термином называют бесплатные испытания новой экипировки для всех желающих.
• DERBY (дерби): соревнования, распространенные преимущественно в Европе, на которых сноубордеры стартуют общей группой и должны пройти к финишу по произвольной траектории. Обычно на трассе помимо стартовых и финишных ворот есть еще несколько обязательных для прохождения контрольных ворот.
• DIRECTIONAL (дирекшионал): доска, форма и/или жесткость передней и задней части отличаются.
• DUCKFOOT (дакфут): стойка на сноуборде, при которой задняя нога развернута под отрицательным углом. Напоминает стойку "пятки вместе - носки врозь". Эта стойка популярна среди опытных фристайлеров, потому что позволяет надежно приземляться в свитче (то есть обратной стойке) при прыжках с трамплина и катании в пайпе.
• EDGE (кант): опоясывающая нижнюю кромку доски полоса стали, непосредственно врезающаяся в снег. Увеличение толщины канта делает его очень прочным, а уменьшение позволяет заметно снизить вес доски, так что решение конструкторов – всегда компромисс. В простейших моделях сноубордов кант располагают только в боковых зонах, в более «правильных» - защищают кантом весь периметр сноуборда, стараясь обойтись единственным соединительным швом. Кант обеспечивает управление доской: повороты и торможение. Делают канты из высококачественной закаленной стали, крайне редко из нержавеющей стали. Для отдельных спортивных моделей используется профиль особо тонкого сечения. Такой кант меньше влияет на изгиб и скольжение доски, но он менее стойкий.
• ELECTRA (Электра - фирменное название): тип высокомолекулярного полиэтилена с добавлением углерода. Электра особенно хорошо скользит при низких и высоких температурах снега. Скользящая поверхность этого типа требует специальной дорогой мази черного цвета.
• EXTREME (экстрим): стиль катания - занятие для опытных, подготовленных и смелых райдеров. Экстрим - это большие горы, крутые склоны, любой снег, от фирна до бездонного глубокого.
• EXTRUDED BASE (скользящая поверхность из полиэтилена, получаемого методом экструзии, отсюда и название): полиэтилен, получаемый из гранул методом расплавливания и выдавливания. Экструдированный полиэтилен - достаточно недорогой материал, который легко царапается, но при этом его легко и ремонтировать.
• EVA: этилвинилацетат, пластик, который используется при производстве ботинок.
• FAKIE (фэки) или SWITCHSTANCE (свитчстэнс), SWITCH (свитч): катание в обратной стойке. Например, "гуфи" едет левой ногой вперед, и наоборот - "регуляр" - правой ногой вперед.
• FIBERGLASS (фиберглас): стеклопластик - основной несущий материал в конструкции сноуборда. Стеклопластик обеспечивает прочность и влияет на отдачу, воспринимает большую часть ударных и изгибных нагрузок. Увеличение количества стеклопластика приводит к увеличению запаса прочности, увеличению жесткости и веса доски. Уменьшение количества стеклопластика снижает вес, делает доску боле гибкой и менее прочной.
• FLEX (флекс): жесткость на изгиб. Некоторые фирмы дают относительные величины жесткости своих моделей досок и ботинок. Сравнивать модели разных фирм можно по результатам независимых испытаний.
• CARVING/FREECARVE/CARVE (фрикарв или просто карвинг): резаные повороты по трассе и вне трассы, скорости на пределе, склоны разные, но в основном плотный снег и лед. Стиль катания - без проскальзывания. Карверы держат доску под большим углом к снегу в повороте, и при перекантовке доска отрывается от земли. Как результат, карверы в состоянии оставлять следы толщиной с карандаш на снегу и пролеты нетронутого снега при перекантовке. Райдеры стремятся достичь совершенства в ведении точной дуги. Очень эффективны повороты опытных карверов, буквально ложащихся на склон в стремительном маневре.
• FREESTYLE (фристайл): стиль катания - прыжки с трамплинов, катание в хафпайпе, в сноубордпарке, развлечения на пологих плоских склонах (разного рода вращения и скольжения). Наиболее распространенный стиль катания среди молодежи. Сноуборды для фристайла имеют следующие особенности: конструкция доски полностью симметрична; конструкция сердечника максимально облегчена; пятка обладает специальной жесткостью и конфигурацией для приземлений; прогрессивный боковой профиль служит для сокращения радиуса поворота.
• FREERIDE (фрирайд): В первоначальном смысле это катание на сноуборде по естественным неподготовленным склонам с использованием рельефа для совершения ходовых прыжков. Впрочем, сейчас этот термин часто используют гораздо шире, обозначая им любое катание на сноуборде, отличное от фристайла. То есть стиль катания по любым склонам и типам снега на разных скоростях и без каких бы то ни было соревнований. Этот стиль популярен как среди молодых сноубордеров, так и среди ветеранов.
Сноуборды для фрирайда отличаются следующими особенностями: доска четко разделяется на «носок» и «пятку»; имеет специальное распределение жесткости по длине для облегчения входа в поворот и максимальной отдачи энергии в заключительной его фазе; носок загнут чуть выше, чуть расширен и удлинен для лучшей «всплываемости» в рыхлом снегу.
• FRONTSIDE (фронтсайд):
1. поворот, выполняемый спиной к склону, то есть на пяточном канте, например, правый поворот для "гуфи" и соответственно левый для "регуляра". При трюках на вращение также используется термин FRONTSIDE. В этом случае он обозначает направление вращения сноубордера вокруг вертикальной оси. FRONTSIDE или FS означает, что при вращении сначала грудь, а не спина, пересекает вектор движения сноубордера. Например, "гуфи" вылетает с трамплина в своей стойке, то есть правой ногой вперед, и вращается по часовой стрелке (если смотреть сверху).
2. край доски со стороны носков ног.
• GAZ PEDAL (педаль газа) или TOE RAMP (трамплин для пальцев): приподнятые кромки платформы сноубордических креплений, по форме действительно напоминающие педали, улучшают контакт рабочих зон подошвы ботинка со сноубордом. Заметно повышают четкость управления сноубордом, поэтому стали практически стандартной деталью большинства предлагаемых «мягких» креплений.
• GOOFY (гуфи): человек, которому удобнее кататься правой ногой вперед.
• GRAB (грэб): захват доски рукой при выполнении прыжковых трюков. Так же, как и сами трюки, различные грэбы имеют собственные названия в зависимости от того, какой рукой и какое место сноуборда захватывается.
• HALFPIPE (хафпайп или просто PIPE (пайп)): искусственная или естественная канава, расположенная вдоль по склону и покрытая плотным снегом. Длина - около 100 м, глубина 2-4 м, ширина 10-15 м. Плоское дно плавно переходит в вертикальную стенку, радиус 2,5-3 метра. Переезжая с одного "берега" хафпайпа на другой, райдер разгоняется и, вылетая с обреза пайпа, выполняет различные трюки.
Дословно переводится как «Пол-трубы». Соревнования сноубордистов в халфпайпе входит в олимпийскую программу.
• HARD (хард): жесткие крепления применяются на направленных досках с жесткими пластиковыми сноубордическими ботинками. Используются в карвинговых и слаломных дисциплинах.
Жесткие крепления устроены довольно просто - к платформе прикреплена передняя дужка с замком и задняя без замка. Райдер вставляет пятку в заднюю дужку и набрасывает замок на носок ботинка. После этого можно ехать. Существуют и автоматически застегивающиеся жесткие крепления. На жестких креплениях катаются в основном спортсмены-слаломисты да небольшое количество опытных райдеров, которые любят скорость и резаные повороты на жестком снегу.
Жесткие ботинки внешне напоминают горнолыжные, по правде говоря, они произошли от ботинок для горнолыжного туризма и альпинизма. Внешний ботинок - это жесткая оболочка из пластика (отсюда и название), а внутренний ботинок напоминает внутренник от спортивного горнолыжного ботинка.
Горнолыжный ботинок в принципе не должен гнуться в сторону, но в какой-то степени должен сгибаться вперед, а сноубордический ботинок обязан сгибаться не только вперед, но и вбок. Именно поэтому для катания на сноуборде нельзя пользоваться лыжными ботинками, хотя кое-кто считает, что это удачный вариант сэкономить деньги.
Жесткие ботинки идут в паре с жесткими же креплениями. Жесткие ботинки для соревнований обеспечивают максимум поддержки ноги и точную передачу усилий, это особый инструмент, который творит чудеса у профессионалов и одновременно с этим может безжалостно наказать начинающего, который пока еще не знает что и как. Именно поэтому все как один советуют начинать обучение на мягких ботинках и креплениях.
• HONEYCOMB (хонейкомб): сотовый материал, который применяют в сердцевине сноубордов. Ребра сот делают из металла, пластика или дерева. Полости между ребрами либо заливают легким наполнителем, либо оставляют пустыми. Преимущество сот в высокой прочности и малом весе. Недостатки - высокая цена и некоторые проблемы с приклеиванием по торцу.
• HIGH-BACK (хайбэк/спойлер), часть мягкого крепления, на которую опирается задняя часть ботинка. Форма, угол наклона и положение хайбэка влияют на управляемость доски при кантовании доски пяткой, то есть при повороте на пяточном канте.
• INSERTS (втулки/закладные элементы): металлические втулки Т-образного профиля с глухим отверстием и внутренней резьбой. Ряды втулок расположены в средней части доски, они нужны для монтажа креплений. Большинство фирм делают втулки из нержавеющей стали, иногда встречаются варианты из высокопрочного алюминия. Увеличение количества закладных элементов, практикуемое в последнее время рядом производителей, в теории позволяет более точно регулировать расстояние между креплениями. На практике же это не столь важно – ведь возможность подобной точной регулировки, как правило, закладывается и в платформу креплений. Собственного стандарта придерживается компания Burton .
• KARBON (карбон): используемая для армирования клеевых компаундов углеволоконная ткань, придающая системе огромную ударную прочность и отлично работающая на сжатие. Применяется для увеличения прочности и улучшения прочности и улучшения характеристик гибкости сноуборда, часто в сочетании с кевларом.
• KEVLAR (Кевлар) - фирменное название компании Dupont): тип прочных волокон (арамидных), которые используются для армирования пластиков. Тканный материал с феноменальной прочностью на разрыв, применяемый для придания конструкции сноуборда дополнительной прочности, увеличения его торсионной жесткости и улучшения характеристик гибкости, часто в сочетании с карбоном.
• KICKER (Кикер): слэнговое название трамплина.
• LAMINATED PLASTIC (ламинат) - термин, обозначающий склеивание в единую конструкцию нескольких тонких слоев материала (или разных материалов), имеет к сноуборду самое непосредственное отношение. Именно технология ламинирования является ключевой в производстве практически всех элементов досок. Но «ламинатом» чаще всего все-таки называют верхний и нижний слои стеклоткани, формирующие облик сноуборда.
• LEASH (лиш): ремешок, соединяющий доску с одной из ног, обычно передней, чтобы случайно не потерять доску. На некоторых международных соревнованиях наличие лиш обязательно.
• NOSE (ноуз): нос (или носок доски) - передняя загнутая часть доски.
• OLLIE (олли): один из основных трюков, заимствованный из скейтборда, который помогает перепрыгивать через предметы на ровном склоне, вылетать выше с трамплинов и в хафпайпе.
• PAD (прокладка/мат.): деталь крепления, приклеенная к платформе. Смягчает удары и гасит вибрацию. Под этим же названием еще скрывается "пэд", который приклеивают между креплениями ближе к "задней ноге". Этот "пэд" нужен для того, чтобы ставить на него отстегнутую ногу при передвижении по снегу с одной пристегнутой ногой, как на самокате.
• PRO RIDER (про райдер): сноубордер, который получает вознаграждение в виде экипировки или денег от спонсоров за удачное выступление на соревнованиях и участие в акциях, прославляющих спонсоров.
• PREPREG (препрег): разновидность стеклопластика, используемого в производстве сноубордов. Препрег - это не полностью отвержденный стеклопластик, который окончательно затвердевает во время прессования сноуборда.
• PU (полиуретан): разновидность пластика, который используется как недорогой наполнитель для сердцевины доски. Эластичный полиуретан широко используется как замена резины в подошвах ботинок для сноуборда.
• RACE (рэйс): дословно - соревнования или гонка. Этот термин относится к слалому, слалому-гиганту и скоростному спуску. Рэйс - это катание на высоких скоростях в условиях специально подготовленных жестких трасс.
• RAIL (рейл): Традиционный элемент сноупарка, аналогичный скейтовым «перилам». Может быть как прямым так и изогнутым.
• REGULAR (регуляр): человек, катающийся левой ногой вперед.
• RIDER (райдер): то же самое, что и сноубордер.
• ROCKWELL (Рокуэлл): название шкалы твердости, по которой определяют твердость стали, в том числе и твердость кантов. Чем выше твердость по Рокуэллу, тем тверже поверхность кантов, тем хуже они тупятся и тем, естественно, труднее их точить.
• SANDWICH (сэндвич): Классическая конструкция сноуборда, в которой сердечник сверху и снизу покрывается плоскими листами стеклоткани, а боковые кромки заделываются пластиковыми элементами. Боковой стенке такого сноуборда может быть придана наиболее эффективная, с точки зрения конструктора, форма – прамоугольная, ступенчатая или наклонная. Такие доски очень надежны в закантовке и относительно просто ремонтируются в случае повреждения. В сноубордах этой конструкции все элементы при сборке последовательно укладываются друг на друга, как в бутерброде, отсюда и название.
• SET BACK (сет бэк): смещение центра постановки креплений относительно середины контактной длины доски. У досок для фрирайда смещение может достигать 4 см в сторону хвоста, что способствует лучшему управлению в глубоком снегу. При этом нос всплывает и не зарывается в снег. У досок для чистого фристайла смещения нет, что облегчает катание в FAKIE (обратной стойке).