Метод обучения
Вводная часть (для учителя и ученика:)
В роли учителя может выступать мало мальски катающийся приятель(ница).
Первое-второе занятия (описано ниже), не имеет смысла делать длиннее, чем 1-1.5 часа, большинство новичков устанут уже к концу первого часа. А второе занятие, стоит провести через 2-3 дня. Имеет смысл использовать все имеющиеся средства защиты, как минимум наколенники.
Начало
Научится начальной стойке и безопасности можно в разделе "первый уровень" - который описан в статье "В чем заключается обучение у инструктора по сноубордингу"
После этогоОбучаемый и (помошник или инструктор) поднимаются к выбранному для обучению участку пешком. Участок выбирается ровный, плоский, пологий и не слишком длинный. Это позволит чередовать спуск с подъемом чаще, что менее утомительно для учащегося. Подъем к месту обучения я использую для объяснения правил безопасности на склоне и обосновываю выбор данного участка.
После подъема к точке старта у обучаемого появляется время для отдыха, а у помошника соответственно время на изложение теории и плана занятия.
Схема движения.
Имеет смысл научить обучаемого правильно выбирать самому участок для обучения и траекторию движения по нему, состоящую из участков прямолинейного движения, которые позволят контролировать скорость, и участков поворотов.
Также всегда среди катающихся можно показать и наглядные примеры того, как не нужно учиться кататься.
В процессе обучения чаще всего задаются вопросы 1-как тормозить, 2-как поворачивать. Поэтому именно про это и следует рассказать в первую очередь.
Но начать разумеется следует с понятия о кантах и закантовке.
Рассказывая про кант необходимо демонстрировать - плоско лежащий на склоне сноуборд соскальзывает, закантованный будет двигаться на канте. Таким образом решается вопрос про прямолинейное движение. Следует упомянуть и про перекантовку, постараясь для негорнолыжников ее так не называть.
Регулирование скорости при прямолинейном движении:
Про "раскантовку" и "поворот от склона, поворот к склону" есть смысл рассказывать только горнолыжникам, для всех остальных это лишь усложнит достаточно простые на самом деле вещи и в самый ответственный момент они будут судорожно пытаться вспомнить, как именно называлась та самая штука..............ну как ее...........
У кайтеров существует обучающий прием называть стропы управления "тормозами", чтобы в тот момент, когда змей выдет из под контроля и теория вылетит из голова напрочь судорожно дергать не за клеванты а именно за "тормоза".
Так и здесь - передняя нога тормоз, задняя газ. При переносе веса тела на переднюю ногу доска поворачивает вниз и разгоняется, на заднюю - поворачивает вверх и останавливается.
Как в "Алисе" Льюиса Кэролла - "откусишь с одной стороны-уменьшишься".
Практика показывает, что даже про раскантовку рассказывать не надо - при переносе веса тела происходит переключение внимания с закантовки и доска поэтому раскантовавается "сама".
Все эти понятия нужно стараться проиллюстрировать держа в руках борд и используя его в качестве наглядного пособия, что на самом деле не очень удобно. Или можно иметь маленький макет:) например брелок для ключей.
После решения вопросов с прямолинейным движением, разгоном и торможением помошник переходит к демонстрации принципа поворота, но эта техника поворота должна использоваться только при первоначальном обучении, а в дальнейшем будут использоваться другие приемы.
Обучаемый должен встать лицом к помошнику, ноги вместе и продемонстрировать, махи руками в стороны приводят к движению(повороту) и ног, а следовательно и сноуборда. Необходимо достаточно скептически относится к возможностям человека впервые вставшего на сноуборд главное следить за равновесием.
Теперь можно начинать застегивать крепления. Для обучения выбирается достаточно пологий участок, поэтому на нем обычно можно это сделать не сидя, а стоя. Инструктор при этом придерживает доску.
Первый этап
Старт-нажатием на газ (носок передней ноги). Инструктор держит обучаемого за обе руки и они начинают движение. Во время движения прошу обучаемого переносом веса тела с одной ноги на другую освоить разгон и торможение на прямом участке при движении прямо на закантованной доске. Перед поворотом происходит остановка и обучаемый делает поворот вокруг инструктора как вокруг центра поворота,держа его за руки. При повороте в сторону спины инструктор перехватывает его за руки и тоже является центром поворота.
При каждом повороте нужно следить(и понимать), что после поворота должна произойти перекантовка.
Этап считается законченным, когда перекантовка и разгон-торможение в целом освоены и для поддержания равновесия инструктору достаточно поддерживать обучаемого только за одну руку.
Второй этап - самостоятельное освоение поворотов.
Траектория движения также состоит из участков прямолинейного движения и участков поворотов. Во время поворота обучаемый, держа инструктора "задней" рукой делает плавный мах рукой вперед или назад в зависимости от направления поворота. Рука в повороте обгоняет доску (винтоугловое движение).
Третий этап - еще больше самостоятельности.
Способ конечно вызывает улыбку, но - как извесно, автомобиль с исправным рулевым управленим может буксироваться на гибкой сцепке!
Обучаемый получает "ремень безопасности" и держит его рукой, второй конец держит инструктор. Неуверенно движущихся нужно держать на "коротком поводке", наматывая ремень на руку. Уверенно движущемуся удлиннять.
Четвертый этап - самостоятельное движение.
Движение проходит по той же траектории, что и на предыдущих этапах. Обучаемый движется самостоятельно, инструктор (или помошник) движется параллельно и помогает в случае необходимости.
Пользование подъемником.
Во время отдыха и подьема пешком помошник рассказывает о пользовании подъемником на примере людей, движущихся в данный момент на нем на досках.
В конце занятия (часа) можно уже учиться пользоваться подъемником. :)